О полномочиях краевого Управления Росреестра в области землеустройства и мониторинга земель
В настоящее время Управление Росреестра по Пермскому краю (далее – Управление) исполняет следующие полномочия в области землеустройства и мониторинга земель: ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; федеральный государственный надзор в области землеустройства; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
До мая 2010 года эти полномочия исполняло Управление Роснедвижимости по Пермскому краю, а еще ранее они были возложены на земельные комитеты по землеустройству.
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФДЗ), формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Документы ГФДЗ предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления для принятия управленческих решений при распоряжении земельными ресурсами, кадастровых инженеров – для проведения кадастровых работ, граждан и юридических лиц – для подтверждения своих прав на земельные участки в судебном порядке.
Документы и сведения ГФДЗ являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к сведениям ограниченного использования, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в срок, не превышающий 3 рабочих дня при личном обращении, и в срок, не превышающий 15 календарных дней - при обращении по почте.
Землеустроительная документация, включенная в ГФДЗ, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется в целях обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке технических условий проведения землеустройства и требований к нему.
Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения качества выполненных на территории Пермского края землеустроительных работ. Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий.
Государственная экспертиза проверяет соответствие землеустроительной документации техническими условиями и требованиями проведения землеустройства, регламентирующими ее состав и правила оформления.
Экспертиза не должна допустить внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, в части пересечения границ земельных участков с границами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется постоянно действующей экспертной комиссией, созданной при Управлении.
Проведение надзорных мероприятий и государственной экспертизы землеустроительной документации позволяет повысить качество вносимых в ЕГРН сведений.
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Это система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленные на получение достоверной информации о состоянии всех земель в Российской Федерации, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.
На основании данных мониторинга земель ежегодно готовится Региональный доклад о наличии земель в Пермском крае, материалы которого входят в Национальный доклад о наличии земель в Российской Федерации для Президента РФ.
Задачи государственного мониторинга земель:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.
На заметку. Федеральный государственный надзор в области землеустройства осуществляется в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О землеустройстве» (от 18.06.2001 № 78-ФЗ), положением о контроле за проведением землеустройства, утвержденного постановлением Правительства РФ (от 29.12.2008 № 1061), Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» (от 18.06.2001 № 78-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» (от 04.04.2002 № 214).
Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852.
Это интересно. Землеустройство – общественная наука, исследующая объективный процесс организации использования земли как общественного достояния и как средства производства посредством приспособления территорий к изменяющимся условиям природной, экономическо-социальной среды для решения продовольственных и иных хозяйственных задач.
Термин «землеустройство», по данным профессора Ф.Г. Некрасова, появился в русском лексиконе в 1906 году. До этого при осуществлении землеустроительных действий употребляли слова «землемерие», «землемерство», «межевание», позже – «геодезия» (как высшее землемерие), «поземельное устройство». При этом под межеванием понимался установленный законом процесс, направленный на разграничение земельной собственности, под землемерием – комплекс работ по определению и разделению площадей технико-геодезическими методами. К землеустройству причислялись все действия по перераспределению земель и обустройству территорий дающих землевладельцу экономические выгоды.
< Предыдущая | Следующая > |
---|