Росреестр: как оформить свои права на землю
При проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства наиболее часто Управлением Росреестра по Пермскому краю выявляются факты использования земельных участков без прав, предусмотренных земельным и гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
При владении земельным участком или его использовании, чтобы не стать нарушителями, гражданам и юридическим лицам рекомендуется в обязательном порядке проверять наличие документов, подтверждающих право владения или пользования земельным участком в том числе, ранее выданные, а также необходимо принять меры к их регистрации в установленном порядке (т.е. легализовать свое право на использование участка на основании имеющихся документов).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления:
осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;
подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;
подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают документы, подтверждающие регистрацию прав и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Правообладатель также не лишен возможности самостоятельно подать заявление о государственной регистрации своего права на недвижимое имущество. В Пермском крае это можно сделать в любом офисе Многофункционального центра «Мои документы». Важно отметить, что независимо от того, кто выступит заявителем, подлежит оплате государственная пошлина за государственную регистрацию права.
Если на государственную регистрацию документы подаются представителем органа власти, пакет документов также должен содержать платежный документ об оплате государственной пошлины от имени и за счет собственных средств правообладателя.
Государственная регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 рублей.
От уплаты государственной пошлины освобождаются: физические лица - ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бывшие военнопленные во время Великой Отечественной войны.
В качестве документа, подтверждающего полномочия органа государственной власти или органа местного самоуправления на обращение с заявлением о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет, об учете изменений объекта недвижимости, о государственной регистрации прав, представляется заявление гражданина, поступившее в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (оригинал, который после проведения учетно-регистрационных действий подлежит возврату, и копия). В указанном заявлении должны быть отражены сведения, позволяющие установить факт наделения конкретным гражданином органа местного самоуправления (или органа государственной власти) полномочиями по осуществлению кадастрового учета конкретного объекта недвижимости, государственной регистрации прав на него.
Помимо указанных документов представляются документы-основания для регистрации.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Например: у гражданина имеется выданное в 1995 году местной администрации постановление (решение) о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Гражданин вправе обратиться в орган местного самоуправления – администрацию городского округа/муниципального района (если участок расположен на территории сельского поселения)/городского поселения (если участок расположен на территории городского поселения) с заявлением о наделении гражданином органа местного самоуправления полномочиями по осуществлению кадастрового учета земельного участка и (или) государственной регистрации прав на него, с приложением межевого плана (в случае осуществления кадастрового учета), платежного документа об оплате государственной пошлины от имени и за счет собственных средств правообладателя.
Регистрация права на объект недвижимости является единственным доказательством его существования и условием введения такого объекта в гражданско-правовой оборот. Это значит, что продать, сдать в аренду, подарить, обменять и наследовать можно только тот объект недвижимого имущества, права на который зарегистрированы в установленном законом порядке.
< Предыдущая | Следующая > |
---|