Вопрос: Какие социальные гарантии предоставляются работодателем работнику, имеющему инвалидность?
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Помимо этого, инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней, инвалидам I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Для предоставления соответствующих льгот, работнику, имеющему инвалидность необходимо предоставить работодателю соответствующие документы: справки с указанием инвалидности и индивидуальную программу реабилитации.
Работодатель не вправе самостоятельно истребовать вышеуказанные документы. В связи с чем, в случае самостоятельного непредоставления их работником, у работодателя будут отсутствовать правовые основания для предоставления работнику соответствующих льгот.
Ст. помощник прокурора города
Ю.И. Поливода