Меры, принимаемые государством для оптимизации оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральным законом от 28.07.2012 № 133-ФЗ внесены изменения в целый ряд законодательных актов, касающихся вопросов взаимодействия гражданина и государства при предоставлении различных государственных и муниципальных услуг (например, в сфере трудовых, земельных, семейных отношений, вопросов регистрации актов гражданского состояния, выезда и въезда в Россию, пенсионного законодательства и социального обеспечения и многих других).
Основной целью вносимых изменений является увеличение количества услуг, предоставляемых по принципу «одного окна». В чем же заключается данный принцип?
Принцип «одного окна» при предоставлении государственных и муниципальных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:
упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;
сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных и муниципальных услуг;
исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных и муниципальных услуг;
противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных и муниципальных услуг;
повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им организаций;
повышение удовлетворенности получателей государственных и муниципальных услуг качеством их предоставления;
повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных и муниципальных услуг;
повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц при выполнении государственных и муниципальных функций и административных процедур.
Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных и муниципальных услуг, которые должны выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, подведомственных организаций и (или) других уполномоченных организаций между собой.
Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах по предметам их ведения.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких услуг при однократном обращении.
Основными формами организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» являются организация предоставления государственных и муниципальных услуг через Многофункциональные центры предоставления услуг и организация предоставления государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет.
Заместитель прокурора города
юрист 1 класса Е. П. Шмырин