Органы власти должны рассматривать обращения объединений граждан, юридических лиц в таком же порядке, как и поступающие от граждан.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области, взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они, в силу неопределенности нормативного содержания препятствуют распространению положений этого закона на объединения граждан, включая юридические лица, а также на государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции.
Предметом проверки стали нормы, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в органы публичной власти.
Конституционный Суд РФ счел, что сами по себе эти нормы не препятствуют тому, чтобы регионы дополняли своими законами те гарантии, которые закреплены на федеральном уровне. Условие - на физических и юридических лиц не должны возлагаться новые обязанности (или ограничиваться их права).
Вместе с тем оспариваемые положения признаны неконституционными из-за их неопределенности и неоднозначности толкования на практике.
Они являются таковыми в той мере, в какой препятствуют тому, чтобы распространить их на отношения, связанные с рассмотрением обращений объединений граждан, включая юридические лица.
Как подчеркнул Конституционный Суд, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные запросы в органы власти закреплено в Конституции РФ. От этого производно и аналогичное право объединений, в том числе юридических лиц.
Соответственно, объединениям граждан должно быть гарантировано подобное право. В противном случае будет нарушен принцип равенства.
Кроме того, законодательные нормы не позволяют применить их при рассмотрении обращений, поступающих в учреждения и организации, которые осуществляют публично значимые функции.
При этом решить такой вопрос на региональном уровне положения не позволяют. Причина - подобное вмешательство в деятельность допускается только на основании федерального закона.
С учетом этого федеральный законодатель должен решить обозначенные вопросы, урегулировать порядок рассмотрения обращений объединений граждан и юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления, а также гарантии рассмотрения обращений граждан государственными учреждениями и иными организациями, осуществляющими публично значимые функции.
При этом он может конкретизировать порядок реализации права на обращение в зависимости от целей деятельности объединения граждан или юридического лица, с одной стороны, и функций названных учреждений - с другой.
До принятия необходимых поправок следует считать, что оспариваемые положения распространяются на указанные обращения объединений граждан (включая юридических лиц) и на порядок их рассмотрения упомянутыми учреждениями.
Заместитель прокурора города
юрист 1 класса Е. П. Шмырин