После череды войн и революций для развития государства требовалась точная информация по многим вопросам. От уровня образования населения, чтобы открывать новые школы и расширять кампанию ликбеза, до уровня занятости и профессиональной подготовки, чтобы растить кадры и строить заводы. Кстати, перепись позволила выявить, что грамотных на тот момент в стране было меньше половины — 40,7%, при этом в селах — 35,4%, а в городах — 60% жителей. Результат всколыхнул комсомольское движение — начались всесоюзные культпоходы за ликвидацию безграмотности. В итоге проблема, как известно, была решена. По результатам переписи 1937 года, умеющих читать и писать мужчин в стране было уже 86%, а женщин — 66,2%. И, что важно, появилось достаточное количество школ, чтобы обучить всех желающих.
Сегодня проблема безграмотности перед страной не стоит. Однако вопрос «Умеете ли Вы читать и писать?» останется в переписном листе наряду с уточнениями, какое образование у респондента (например, дошкольное, среднее общее, среднее профессиональное или высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура) и имеет ли он ученую степень кандидата или доктора наук.
Также респондент сможет рассказать об обучении по дополнительным образовательным программам, в том числе в рамках профессиональной переподготовки. Это позволит более эффективно оценивать квалификации жителей страны и формировать ориентиры для развития системы общего и профессионального образования.
Одно из нововведений ВПН-2020 — у населения поинтересуются не только владением русским и другими языками, но и использованием их в повседневной жизни. Данные позволят изучить распространенность языков в России, оценить эффективность образовательных программ, степень потребности в национальных школах, а также помогут определить приоритетные направления поддержки культурных инициатив.
Заметно изменилась за последнее столетие и постановка вопроса об источниках средств к существованию. В 1926 году этот вопрос относился лишь к не имеющим занятия. Живущим на свои средства предлагалось пояснить, на какие именно: пособие от собеса, пособие страхкассы, стипендию, пенсию, доход от дома или другой собственный вариант. Живущих на чужие средства просили пояснить, чьи именно (в свободной форме, например, родителя или мужа), указать занятие этого лица и его положение.
В переписном листе ВПН-2020 вопрос об источниках средств к существованию адресуется уже всем респондентам и для удобства приведены наиболее распространенные варианты ответов: заработная плата, предпринимательский доход, самозанятость (новый термин в переписных листах), пенсия, пособие и др. Список вариантов увеличился более чем вдвое. Если ответов несколько, предлагается также отметить основной источник. Но при этом не нужно называть, кто именно дает деньги и чем он занимается (что позволяет сохранить конфиденциальность этой информации), и, конечно, называть сумму дохода.
Что важно: статистиков интересует только источник средств к существованию без дополнительной детализации и тем более документального подтверждения.
Из новшеств ВПН-2020 можно также отметить уточняющие вопросы о въезжающих и покидающих страну, ответы на которые позволят эффективнее проводить миграционную политику в России. Появился и уточняющий вопрос «Где находилась ваша основная работа?» (для тех, кто имел оплачиваемую работу или доходное занятие с 25 по 31 марта 2021 года) — ответы на него позволят лучше изучить маятниковую миграцию, что дополнительно поможет развитию в регионах транспортных коммуникаций и решению вопросов занятости.
< Предыдущая | Следующая > |
---|